ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ. Свод неформальных требований к сотрудникам


Александр Филюрин, "Реклама и Жизнь", 2001, № 1

Преамбула

 
Однажды я заметил, что в разговорах с сотрудниками периодически использую одни и те же фразы, мысли, сравнения. Я решил записать их, чтобы все (и особенно вновь прибывшие) знали и понимали основные неформальные требования к работникам. Высказывания, требующие контекста, я сопроводил комментариями.
 
Некоторые из фраз звучат достаточно жестко, но необходимо учитывать, что и произносились они в стрессовых ситуациях. Я надеюсь, что теперь мои действия и решения станут более понятными и предсказуемыми. Хочется верить, что сотрудник, прочитавший этот документ, уже не даст повода произнести какую-либо из жестких фраз, что поведет к уменьшению количества стрессовых ситуаций.
 
О дисциплине
 
Я не собираюсь контролировать сотрудников в течение рабочего дня, но если кто-то мне понадобился, он должен быть на месте.
 
“Копка” картофеля, день рождения, покупка стиральной машины и т.п. не есть уважительная причина для отсутствия на работе. Копайте, празднуйте и покупайте в выходные.
 
Внимательно и медленно перечитайте предыдущий абзац. Выучите его наизусть. Запомните: прогул по причине дня рождения — это не просто нарушение дисциплины, а нарушение дисциплины с отягчающими обстоятельствами.
 
Один сотрудник не выполнил в срок работу, потому что хоронил бабушку. Потом он еще раз подвел нас, потому что у него умерла другая бабушка. А в третий раз я сказал ему: “Дорогой мой, лимит мертвых бабушек ты уже исчерпал!”
 
Некоторые из наших творцов любят рассказывать мне о специфике своего творческого процесса. Мол, вдохновение к ним приходит по ночам и поэтому, якобы, они не могут работать, как все, с утра. Однако мой собственный творческий опыт и опыт многих моих знакомых диктует: если ложиться спать в 24.00 и приходить на работу к 9.30, то и вдохновение будет приходить к тому же времени. Ну, в крайнем случае, на 5 минут опоздает.
 
“Я плачу тебе не за то, что ты рассказываешь мне о своих проблемах, а за то, что решаешь мои!”
 
“Работник, находящийся в отпуске, имеет право в выходной день уйти с работы пораньше”.
 
О внешнем виде
 
Приходить на работу следует аккуратно одетым и причесанным. Более того, несимпатичный человек не сможет работать в рекламе.
 
Наш сотрудник никогда не должен ассоциироваться со стереотипным “драным” рекламным агентом из какой-нибудь никому не известной газетенки, выпрашивающим у клиента тысячу рублей, чтобы получить свои 50 агентских.
 
Мы респектабельное, богатое агентство, в котором работают нормальные, обеспеченные люди. Ваша одежда и весь облик — это лицо фирмы. Это касается всех, а не только менеджеров. Выпадение из дальней комнаты на клиента немытого, нечесаного и невыспавшегося дизайнера (текстовика, аниматора) ведет к автоматическому введению санкций, вплоть до увольнения
 
Девушки, помните, — мини-юбки идут не всем.
 
Об ответственности
 
Менеджер должен записывать и запоминать все, о чем мы договорились с клиентом. Я — забываю все мгновенно. У меня пятьдесят таких клиентов. Работа менеджера — все помнить и еще мне напоминать. Заблаговременно.
 
“Менеджер, за которым нужно запоминать, — не жилец!”
 
Мое поручение должно быть выполнено по возможности быстро. Если быстро не получается, нужно сразу же предупредить об этом и предложить другой вариант решения проблемы.
 
Поручение, которое я даю еще раз, я даю с плохо скрываемым раздражением. А мое раздражение материализуется два раза в месяц.
 
Максимально комфортно мне работается с сотрудниками, которые все выполняют с первой просьбы, у которых не нужно проверять исполнение. Поручил и забыл.
 
Никогда не откладывай на завтра то, что можно заставить сделать сегодня.
 
О деловом общении
 
Встреча в кабинете начальника со старым знакомым — не повод для нарушения служебной субординации. Братайтесь или ругайтесь со случайно встреченным приятелем в коридоре.
 
Отношения между людьми, в том числе сослуживцами, могут простираться от ярой ненависти до нежной любви, но это никак не должно сказаться на рабочем процессе, особенно в присутствии клиентов. Клиент не должен страдать от наших симпатий и антипатий. Ему незачем знать тонкости внутригрупповых отношений. В присутствии клиента мы все сотрудники и единомышленники, делаем общее дело и стараемся помочь друг другу. Атмосфера должна быть такая, чтобы посторонний человек, побывав в нашем офисе, захотел устроиться к нам на работу.
 
Разговаривая по телефону, представляйте себе собеседника человеком, сидящим перед вами. говорите спокойно и доброжелательно, как будто смотрите ему в глаза. Тогда контакт состоится.
 
Подняв трубку телефона, необходимо уведомить абонента, куда он попал: “Рекламная группа “Мелехов и Филюрин”. (В крайнем случае, если очень лень, — “Рекламная группа”.)
 
При исходящем звонке текст должен быть: “Здравствуйте. С Вами говорят (Вас беспокоят) из Рекламной группы “Мелехов и Филюрин”.
 
Менеджер, само звание обязывает тебя устанавливать контакты, а не создавать конфликты. Возможно, это покажется деспотизмом, но следует помнить: при любом конфликте в первую очередь будет наказан менеджер. Менеджер, который жалуется, что клиент плохой, расписывается в профессиональной непригодности. Значит, он не сумел наладить с клиентом контакт. В конфликте “менеджер-творец” в первую очередь попадет менеджеру. В конфликте “менеджер-менеджер” достанется обоим.
 
О творчестве
 
Процент по сумасшедшим гениям у нас уже выполнен и даже перекрыт. Теперь берем на работу только флегматичных творцов.
 
“Все творческие работники этой фирмы занимаются одним и тем же: угадывают, что понравится Филюрину”. Эти слова абсолютно справедливы. Любое рекламное агентство и в России и на Западе смотрит на мир глазами своего творческого директора. А когда меняется директор — меняется агентство.
 
Текстовик, если спросят тебя, какой ролик лучше, короткий или длинный, ответствуй: пропорциональный. Мысль может быть простенькая и коротенькая, как у Буратино. Но если она внятно высказана за десять секунд, ролик получается складный.
 
Текстовик, не приумножай сущностей. Если можно обойтись без персонажа, оставляй один закадровый текст. Все лишнее — к черту!
 
Листовка или иной рекламный текст должны оставлять у читателя ощущение, что он поговорил с умным, доброжелательным, предусмотрительным собеседником. Лично меня подкупают те рекламные тексты, которые содержат ответы на вопросы, возникающие уже во время чтения.
 
Слова “Это такой дизайн!” обычно произносятся, когда не смогли нарисовать ровно, правильно и аккуратно. *
 
Недавно у нас возникло новое творческое понятие — “дизайнерский угол”. Очень часто дизайнер, принявшись за верстку макета, для начала разворачивает иллюстрацию под небольшим углом. Он так видит. Уже потом он будет расставлять слоганы, телефоны и прочий текст. Эмпирически установлена величина угла — около 15°.*
 
О зарплате
 
Я не встречал еще человека, который бы считал, что его труд адекватно оценен в финансовом выражении.
 
Я получаю удовольствие, когда люди в нашей фирме зарабатывают много. Мне крайне неприятно штрафовать и наказывать.
 
“Не отвлекайте меня думать по мелочам. Чем меньше я думаю, тем больше я плачу. И наоборот”.
 
Половину своего рабочего времени я трачу на объяснение работникам, что деньги, которые я им плачу, — большие. Оставшуюся половину я трачу на объяснение клиентам, что деньги, которые я с них беру, — маленькие.
 
“Да, я вижу, ты много работал и сильно устал. Если бы за усталость платили, ты был бы миллиардером. Но платят за результат”.
 
“Работать надо до результата, а не до пяти вечера”.*
 
О финансах
 
Байка. Одной начинающей сотруднице поручили составить план рекламной кампании для клиента, и она создала документ, в котором первым же пунктом значилось: “Получение полной предоплаты с заказчика”. Сначала сотрудницу слегка пожурили за то, что она внесла в документ, предоставляемый клиенту, столь нелепый и откровенно стяжательский пункт. А потом сотрудницу горячо поблагодарили за абсолютно правильное понимание финансовой стратегии фирмы.
 
Менеджер, помни, если представитель клиента просит начать работу побыстрее и божится, что деньги вот-вот “упадут” на счет агентства, это верный признак неплатежеспособности клиента. И чем больше его представитель суетится, тем меньше нужно суетиться нам.
 
Когда-нибудь я отолью в бронзе и повешу перед входом в эту фирму здоровенные буквы: “ПОЛНАЯ ПРЕДОПЛАТА”.
 
“Бартерному коню в зубы не смотрят”.
 
О документах
 
Терпеть не могу неряшливо оформленные документы. Прежде чем принести ко мне документ, обязательно сделай выравнивание, расстановку переносов, проверь орфографию и пунктуацию, расставь номера страниц. Ни скорость подготовки документа, ни то, что “это всего лишь черновик” не оправдывает неряшливости. Губы-то, поди, всегда успеваете подкрасить!
 
Для особо малограмотных напоминаю некоторые принципы расстановки знаков препинания.
 
 
1. Перед знаком препинания пробел не ставится, а после знака препинания ставится. Пример: Я родилась в деревне, но, хотя и малограмотна, работаю в рекламном агентстве.
2. Тире окружено пробелами, а дефис (черточка) используется без пробелов. Пример: Уж мне-то — менеджеру-ветерану — все доподлинно известно. Уж я-то точно знаю: прайс-лист — это вовсе не медиаплан!
3. Пробел не ставится после открывающей кавычки и перед закрывающей. То же самое верно для скобок. Пример: Пришла я как-то к одному клиенту (он компьютерами торгует) и говорю: “А не пора ли в “Вечерке” объявление дать?”
 
 
Еще раз говорю: исправляйте все ошибки в черновой версии документа. Не надейтесь, что они будут исправлены в чистовой. При прохождении документа по инстанциям ошибки только множатся.
 
О кадрах
 
Подобрать работника сложнее, чем жениться. Уволить — страшнее, чем убить.
 
Наиболее ценный работник — тот, который может обучать новых работников.
 
У нас карьеру сделать легко. Надо брать на себя много работы, много ответственности и эту ответственность нести.
 
Мы постепенно покупаем новую мебель. Мы каждый месяц устанавливаем еще один компьютер. Понемногу решаем различные технические проблемы и улучшаем условия труда. Будьте терпеливы. У нас все делается, все происходит. Иногда мучительно медленно, но происходит.
 
Наши цели
 
Мы стремимся, чтобы наши рекламные работы приносили пользу тем, кто их заказал, и всем, кто их видит или слышит. Чтобы они делали окружающую жизнь хотя бы немного красивее, интереснее, веселее.
 
Мы создаем эффективно работающую фирму, которая обеспечивала бы стабильный заработок сотрудникам и регулярный доход акционерам.
 
Мы создаем долгоживущую фирму, работники которой могут быть уверены в своем будущем, клиенты которой могут рассчитывать на долгосрочное сотрудничество. Мы создаем фирму, которая переживет своих создателей.
 
Мы стремимся сделать наше агентство крупнейшим и известнейшим из нестоличных агентств.
 
Мы стремимся так отработать технологию обслуживания клиентов и прохождения заказов, чтобы она полностью соответствовала западным стандартам рекламного бизнеса.
 
Понимая роль рекламы как элемента массовой культуры, мы сознаем свою ответственность перед русским языком и российскими культурными ценностями.
 
Мы стремимся работать в атмосфере доброжелательности, в окружении умных, красивых, интеллигентных людей.
* — этим символом отмечены мысли, высказанные моим другом, директором агентства "Бонжур" Маратом Сафаровым.

© Рекламная группа «Мелехов и Филюрин», 2008
Россия, Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 99
тел.: (383) 211-91-80, www.m-f.ru
їїїїїї.їїїїїїї